Маркус СЛ110- новый контроллер с вертолетной программой

Короткий обзор тестов



Лет пять назад, когда я впервые поставил на небольшой электровертолет Микростар/Зуум400бесколлекторный мотор, его регулятором (контроллером) был Маркус. Это был обычный «хоббийный» котроллер с минимальными настройками с передатчика, тем не менее он честно отработал больше года с несколькими авариями, перегрузками и перегревами, и поехал работать дальше к новым хозяевам.
Я же настолько увлекся «электрикой», что отказался от «метанолов», «бензинов» и полностью погрузился в мир вольтов-амперов-ваттов-амперчасов. Как часто бывает, все оказалось намного сложнее чем на первый взгляд, пришлось перепробовать массу совсем разных моторов – Сенчури, Акси, Хакер, Мега, Неу, З-Павер и наверное столько-же разных контроллеров – Джети, Лайтнинг, Контроник, Кастл Креейшенз и наконец снова Маркус.

Компания Маркус ( www.markus-rc.com ), известная в модельном мире как и своей «Хобби» серией контроллеров, так и профессиональной спортивной (и чемпионской!) серией контроллеров «СЛ», готовила к выпуску свои первые регуляторы с вертолетной программой и любезно предложила мне принять участие в тестировании.

И вот в апреле 2008-го пришел по почте (фото1) , небольшой (ок. 80х25х15 мм) и не тяжелый (ок. 54 гр) контроллер фирменного красного цвета Маркус СЛ110. А в месте с ним и совсем небольшой Маркус-Логгер. Сразу обратил внимание, что датчики оборотов и тока-напряжения для логгера интегрированы в сам контроллер – то есть логгер отдельно не используешь. Но при этом понравилось (многие знают как внешний логгер с шунтом «садит» напряжение!) отсутствие дополнительного шунта для снятия показаний тока – Маркус использует 50мм участок силового провода питания. Еще получил ЮСБи Маркус - Кабель для широкого программирования контроллера и снятия (похвальная универсальность!) данных с логгера.

Скачал-поставил программку МЕСК, и … почалось! Сначала компьютер не видел ничего (ни контроллера, ни логгера), оказалось что неправильно подключал логгер (инструкции то нет, так что производитель-разработчик Марк Зайцев писал на «асю», а я пробовал). Логгер заработал (Фото2), а вот контроллер с компа так и не обнаружился. Ок, пока Марк разбирается, запрограммировал основное с передатчика по «пискам» - благо все очень просто.

Итак, первый полет в режиме «говернер». Ух и ах, масса эмоций и не все положительные. Старт – просто очень резкий, хорошо хоть шестерни не срезало, пока приспособился! Летаю спокойно – все ОК, чуть порезче – начинает дергать трусить хвост. «Игрался» чувствительностью гиро – не помогло. Отлетав пару акку, плюнул и отключил через передатчик режим «говернер», включил «линейный газ» и настроил кривые. Все совсем по другому – и стартует плавно, и набирает-сбрасывает обороты адекватно, и в целом работает четко. Снял логи – тоже все выглядит неплохо, токи по 120-130А без проблем, температура до 63 градусов.
Вот только проблема в том что контроллер вертолетный, а значит программа «говернер» должна быть и работать!
А вечером получил письмо от Марка с новой версией МЕСК – оказалось на сайте версия для авиа-контроллеров, а вертолетные только на тестах, вот и программку для их настройки и не вывесели. Установил – все отлично «видит» и позволяет все настраивать. Ну теперь поганяем!...

…Подробно все не опишешь. Все тесты, объективные данные и субъективные ощущения отправлялись на Маркус. Реакция производителя была очень быстрой - разработчик дополнял программу регулировкой «мягкого старта», «чувствительности говернера», «мощностью акселекрации-десселерации» (Фото4)… Все это пошло контроллеру исключительно на пользу – налет составил уже больше 6-ти часов, при этом претензий нет.
Летал я на 3-х типах вертолетов с разными моторами, лопастями и комбинацией акку:
- СМакс10, ротор 1050мм, вес 1850гр, батареи 6а123. Вот так выглядит запись полета с средним 3Д на моторе Сенчури А600+ (Фото5)
- Свифт16, ротор 1200мм, вес 2270гр, батареи 6а123, мотор СкорпионХК3026-1400 (Фото6).
- Свифт16, ротор 1250мм, вес 2390гр, батареи 6а123, мотор Сенчури А600+ (Фото7).
- Свифт 550/600, ротор 1340мм, вес 3070гр, батареи 2х6а123 (параллель), мотор Сенчури А600+ (Фото8).
Программа полета простая – ок 1 мин статики (пируеты, восьмерки), потом классическая динамика (двойные бочки, петли, свечки, отстрелы) и средний 3Д (флипы, тиктаки, кобры). Конечно есть провалы по оборотам связанные со свойствами батарей а123 (видны по логам провалы их напряжения), но они незначительны и субъективно даже на двойных-тройных фигурах не ощущаются. При этом токи, иногда доходившие до 140А никак не «грузили» контроллер.

Конечно мои тесты далеко не полные. Не тестировал на Литий-Полимерах – уже больше года летаю только на Литий-Фосфатах а123. Возможно еще попробую, но и на «мягких» а123 вертолетная программа контроллера работает очень неплохо. Не тестировал на небольших вертолетах – ничего подходящего сейчас нет. Тестировал пока только на двух моторах – тоже нет ничего другого под рукой.
Из того что есть мой личный вывод:
ПЛЮСЫ. Очень хороший (а может и «отличный») контроллер. Легко, просто и понятно настраивается и точно также работает. Отдельный плюс и Маркус-Логгеру – отлично все «пишет» и показывает в любой комбинации.
МИНУСЫ. Пока один (для меня) – нет высоковольтной (на 42-50в) версии. А для моих а123 лучше бы побольше вольтаж.
ОБЩЕЕ. Пока что из всех моих контроллеров что были и есть – этот, наверное, в лучших.


(с) ДД, Киев, 06.2008


Создан 26 июн 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Locations of visitors to this page META - Украина. Украинская поисковая система
Украинские сайты о моделизме
Предыдущий Украинские сайты о моделизме Следующий