Радиоуправляемые вертолеты: программирование и настройка

Программирование и настройка полетных функций моделей вертолетов. Часть 2



( ВНИМАНИЕ! для увеличения рисунка или фото нажмите на цифру под ним - 600, 800, или 1200)

Следующая настройка – режим «пилотажный-1» или «idle 1», «akro».
Уже из названия режима понятно, что в нем вертолет должен выполнять какие-то динамические фигуры. А значит, реакции модели должны быть резче, и модель должна иметь достаточный запас мощности (момент). Включение и выключение пилотажного режима надо производить в полете на высоте более 5 м., так как при этих переключениях модель может резко поменять свое положение («дернуться»), а запас высоты обеспечит безопасность управления.
График шага («pitch curve») начинается (ручка управления в положении 0%) обычно с -6, -5 градусов лопастей главного ротора. Отрицательный шаг нужен для того, чтобы при перевороте модели ротором вниз (например в фигурах петля, бочка) обеспечить поддержку модели. Так же, такое значение отрицательного шага позволит производить простые перевернутые пролеты.
Следующая точка графика (ручка управления в положении 50%) настраивается как +1, +2 градуса общего шага. Как и в нормальном режиме в этом случае вертолет будет устойчиво висеть и активно летать примерно при 55%-60% ручки. Последняя точка (ручка управления в положении 100%) примерно равна +10 градусов. В этом положении вертолет должен мощно но без перегрузки мотора набирать высоту. Рис10
График газа («throttle curve») как всегда настраивается для обеспечения постоянных стабильных оборотов главного ротора. В случае режима пилотажный-1, эти обороты должны составлять ок. 1600-1700 об.мин.
Итак первая точка (ручка управления в положении 0%) обычно составляет 75-85% от максимального газа. Такой газ обеспечит необходимые стабильные обороты при заданном отрицательном шаге.
Следующая точка графика (ручка управления в положении 50%) составит примерно 65-70%. Вертолет легко летает и управляется в этом положении, а мотор не раскручивается (не «взвывает») при низкой нагрузке когда общий шаг около 0 град.
Последняя точка (ручка управления в положении 100%) равна 100% максимального газа. В этом положении мотор без перегрузки мощно поднимает вертолет с набором высоты, а обороты на роторе не «проваливаются» и остаются неизменными (ок. 1600-1700 об. в мин). Такими же неизменными и стабильными обороты должны оставаться на всем участке кривой от точки 1 до точки 3. Рис11
Настройка экспоненты и хода крена, тангажа, руля («expo/dual rate»).
Для сильного и точного управления ход сервоприводов «dual rate» по крену «roll», тангажу «nick» устанавливают на уровне 90-100% от максимума, а по рулю - хвостовому ротору «rudder» до 100%. Модель точно и активно реагирует на ручки управления, что позволяет уверенно управлять в различных пилотажных фигурах. Для большей точности выравнивания модели в центе ручек («0»-положение) можно ввести экспоненциальную зависимость «expo» около 24-30% между ходом ручки управления и сервоприводом. Рис12
Функция кривой шага хвоста («revo»)
Если мы пользуемся этой функцией, то новая кривая шага хвостового ротора «tail rotor curve» должна подстраиваться и корректироваться исходя и реакций модели в полете. И еще раз: эта функция обязательно должна быть отключена при режиме гироскопа «удержание».

Следующая настройка – режим «пилотажный-2» или «idle 2», «akro 3d».
Для некоторых фигур стандартного пилотажного комплекса, а так же для 3-д фигур реакции модели должны максимально резким, модель должна иметь высокий запас мощности (момент). Кроме такой «агрессивности», модель должна одинаково (симметрично) летать и управляться в прямом и перевернутом положении.
График шага («pitch curve») начинается (ручка управления в положении 0%) обычно с -10 градусов лопастей главного ротора. Такое значение отрицательного шага позволит производить перевернутые пролеты и абсолютно симметрично максимальному шагу. Следующая точка графика (ручка управления в положении 50%) настраивается как 0 градусов общего шага. Последняя точка (ручка управления в положении 100%) примерно равна +10 градусов. В результате – прямая проходящая ровно через центр осей. Рис13
График газа («throttle curve») всегда настраивается для обеспечения постоянных стабильных оборотов главного ротора. В случае режима пилотажный-2, эти обороты должны составлять ок. 1700-1800 об.мин.
Первая точка (ручка управления в положении 0%) обычно составляет 100% от газа. Следующая точка графика (ручка управления в положении 50%) составит примерно 75-80%. Вертолет легко летает и управляется в этом положении, а мотор не раскручивается (не «взвывает») при низкой нагрузке когда общий шаг около 0 град.
Последняя точка (ручка управления в положении 100%) равна 100% максимального газа.
В крайних положениях ручки мотор работает мощно и стабильно а обороты на роторе не «проваливаются» и остаются неизменными (ок. 1700-1800 об. в мин). Такими же неизменными и стабильными обороты должны оставаться на всем участке кривой от точки 1 до точки 3. Рис14
Настройка экспоненты и хода крена, тангажа, руля («expo/dual rate»).
Для агрессивного и точного управления ход сервоприводов «dual rate» по крену «roll», тангажу «nick» устанавливают на уровне до 100%, а по рулю - хвостовому ротору «rudder» до 100%. Модель точно и активно реагирует на ручки управления, что позволяет уверенно управлять в различных пилотажных фигурах. Для фигур пилотажного комплекса можно оставить экспоненты на предыдущем уровне около 24-30%. Рис15
Функция кривой шага хвоста («revo»).Все как в предыдущем режиме.

И последний, очень важный полетный режим – «авторотация» или «hold», «autorot».
Авторотация – посадка вертолета с выключенным мотором – завершающая фигура всех пилотажных комплексов. Но прежде всего, режим авторотации – это режим спасения модели в непредвиденных и аварийных ситуациях. Даже «зарулившись» и «потеряв» модель, перед неминуемым падением включив режим авторотации можно избежать фатальных разрушений вертолета. Думаю об аварийном выключении двигателя для безопасности полетов и говорить не надо.
Авторотация должна быть настроена таким образом, чтобы даже с выключенным мотором модель была послушна и управляема.
График шага («pitch curve») начинается (ручка управления в положении 0%) обычно с -6 градусов лопастей главного ротора. Такое значение отрицательного шага позволит снижаться вертолету с постоянной скоростью, при этом поддерживать высокие обороты ротора (раскручивать ротор) набегающим воздушным потоком. Следующая точка графика (ручка управления в положении 50%) настраивается как +2, +3 градуса общего шага. В этом положении модель тормозиться в своем спуске и начинает зависать. Последняя точка (ручка управления в положении 100%) примерно равна +12, +13 градусов. Рис16
График газа («throttle curve»). Он очень простой – 0% по всем точкам, мотор выключен. Для четкого отключения мотора возможно придется отрегулировать положение газа «throttle hold position». Рис17
Настройка экспоненты и хода крена, тангажа, руля («expo/dual rate»).
Для уверенного управления моделью при низких оборотах ротора, ход сервоприводов «dual rate» по крену «roll», тангажу «nick» устанавливают на уровне 100%, а по рулю - хвостовому ротору «rudder» до 100%. Для точности управления в средних точка можно оставить экспоненты на предыдущем уровне около 24-30%. Рис18
Функция положения шага хвостового ротора («tail rotor position»).
Понятно, что при неработающем моторе в вертолете отсутствует реактивный момент. Поэтому постоянный шаг хвостового ротора этой функцией устанавливается на уровне 0 град. При авторотации хвостовой ротор выполняет только функцию руля. Важно: при включении авторотации а значит и функции положения шага хвостового ротора, гироскоп должен находиться в «нормальном» режиме.

Настройка чувствительности и функций гироскопа («gyro»).
Если на модели используется самый простой гироскоп, то его чувствительность (реакция) устанавливается подстроечным винтом на уровне около 60%, и в дальнейшем так же корректируется вручную по результатом проверочных полетов.
Более дорогие гироскопы имеют отдельный канал (функцию) управления, через который можно управлять по радио режимом работы (нормальный «norm» или удержание «head hold») и его чувствительностью. Достаточно сложно и долго объяснять разницу в этих режимах, можно сказать проще – в нормальном режиме хвост вертолета самостабилизируется (выравнивается) по направлению полета и подвержен небольшим смещениям при боковом ветре, разворотах и эволюциях; а в режиме удержания хвост жестко сохраняет положение, заданное им пилотом и самостабилизация отсутствует. Использование режимов: нормальный – взлет, посадка, полеты, большинство динамических фигур; удержание – статические фигуры, некоторые динамические и большинство 3-д фигур. В обоих режимах чувствительность гироскопа примерно составляет 45-60%. Если при быстрых, прямых пролетах хвост вертолета раскачивается и вибрирует – чувствительность высокая, если же хвост вертолета заметно реагирует на перегазовки, порывы ветра – чувствительность низкая. Достичь компромисса поможет так же подбор размеров лопастей хвостового ротора.

Окончание в третьей части.


Создан 08 янв 2007



  Комментарии       
Всего 2, последний 6 лет назад
--- 28 июн 2011 ответить
Это у Вас Спектрум там все понятно а на Футаба 8 как настроить, как включить.
--- 17 дек 2011 ответить
Нет информации по MULTIPLEX.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Locations of visitors to this page META - Украина. Украинская поисковая система
Украинские сайты о моделизме
Предыдущий Украинские сайты о моделизме Следующий