Электровертолет Свифт-16

Часть 1 - Сборка и настройка



( ВНИМАНИЕ! для увеличения рисунка или фото нажмите на цифру под ним - 600, 800, или 1200)

Электровертолет Сенчури Свифт-16

Рис1-0
Очень часто приходится слышать ошибочное мнение начинающих вертолетчиков о том, что проще будет научится летать на маленьком электрическом вертолете, а уже потом купить серьезную большую модель. Каюсь, в свое время (в году 1998-99) и я так думал и пытался начать обучение с Киошевского «Концепт ЕП» http://www.kyosho.co.jp/web/products/helicopters/ep_heli/ep_concept/concept_sr/concept_sr-e.html. Модель была укомплектована 500-м мотором, 30-А регулятором, четырьмя мини-серво, дорогущим по тем временам пьезо-гироскопом, и самыми емкими на то время аккумуляторами 1800 мАч. Как в последствии оказалось, моделька неплохо летает 3-4 минуты, затем столько же времени проситься на посадку. «В последствии» - потому что как учебную модель ее использовать не получилось: легкая, неустойчивая, до ужаса хрупкая, а за 5 минут попыток взлететь и повисеть ничему не научишься.
Электрику поэтому забросил, и вернулся к ней как к забаве года два назад, купив «Хюминнгбирд» http://www.centuryheli.com/products/helikits/cn1020_hummingbird/introcp.htm?currentid=14. Очень милый вертолетик, хотя «нервный» и неустойчивый. В полете достаточно резвый, а при авариях весьма стойкий к разрушениям. Неплохая игрушка для квартиры, позволяет по вечерам не расслабляться и укрощать маленького строптивца.
На волне «Хюммибирда» взял себе чуть больший «МикроСтар» http://shop.graupner.de/webuerp/servlet/AI?ARTN=4441, поставил на него (впервые для себя) 3-х фазный моторчик и Литий Полимерные аккумуляторы и … буквально был ошарашен! Такой резвости и динамичности просто не ожидал и даже не мог представить. Модель летает «как хочешь» и «куда хочешь» не менее 10 минут. При хороших машинках и гироскопе «крутить» можно практически все. Беда одна – любой ветерок на открытом воздухе доставляет массу проблем, нормально летаешь только в помещении.
Но электрика уже заинтересовала серьезно, и я стал искать полноразмерные модели. Оказалось, что производители предлагают их все больше и больше, причем на очень серьезном уровне (например http://www.miniatureaircraftusa.com/helicopterkits/1024_Ionx/1024_kit_main.asp или http://www.mikado-heli.de/en/logo24/index.htm). Но в последнее время я стал приверженцем моделей Сенчури и честно подождал, пока в продаже появился давно обещанный «Свифт 16».

Комплектация модели, сборка, настрйка.

Сенчури продает как «голую» механику «Свифт», так и 7-9 комплектаций на любой вкус с мотором, контроллером, аккумулятором и шестерней. Если вы не супер-профи в электромоделях, то покупать комплект правильнее (ведь фирма потратила полгода на испытание более чем 500 различных силовых комбинаций!) и дешевле. В моем случае это был «№3А – Компетишн» http://www.centuryheli.com/products/helikits/swift/combo_details/combo3a.htm.
Рис1-1
Ну и конечно, не надо жадничать на бортовую электронику. У меня это цифровые серво 3 шт. ДС 8041 на шайбу перекоса и ДС 8700жи на хвост, гироскоп Жи 490т, п-си-м приемник МСи 19, и бортовое питание (отдельно от силового!) 4 шт. ЖиПи 1500. Не забудьте о хорошей зарядке для ЛиПо батарей (я пользуюсь Ультрамат 30 плюс).
Сборка модели, если есть опыт, проблем не составляет. Инструкция Сенчури, как обычно, построена по принципу «ты и так все сам знаешь» (?!). Конструкция очень красивая, качественная, достаточно прочная, с большим количеством подшипников.
Головка главного ротора скопирована с проверенных Хоук и Предэйтор
Рис1-2
Узел отбора мощности на хвост сильно напоминает конструкцию вертолетов Микадо. Он очень простой и надежный, но при этом хвост на авторотации не работает. Возможно позже появится какой-то тюнинг-комплект, хотя конструктивно внести изменения очень непросто.
Рис1-3
Узел хвостового ротора незамысловат и надежен. Хвостовая тяга изготовлена из жесткой карбоновой трубки. Серво хвоста устанавливается на хомутах на хвостовой балке.
Рис1-4
В приводе от серво к шайбе перекоса ( Хели-3 тип, 120 град.) использовано только две качалки (пуш-пул). Заднее серво имеет прямую тягу к шайбе. Такую конструкцию Сенчури применяет и на большом Предэйторе, хотя там есть дополнительный тюнинг на три качалки пуш-пул.
Рис1-5
При сборке узлов приводов и качалок надо помнить об идентичности размеров всех тяг, их параллельности и идентичности установочных углов. Нарушения геометрии чреваты «корявой» управляемостью модели.
Для надежной фиксации аккумулятора к нижней карбоновой раме я приклеил на двусторонний скотч «липучку» (застежку-репейник). Теперь очень удобно регулировать центровку, и нет опасности смещения батареи при полете. Резинки, удерживающие батарею, штатные. В последствие они оказались не очень надежными, так что сейчас использую хомуты.
Рис1-7
Электроника на борту компонуется очень просто.
Рис1-8
Настройка углов общего шага никаких проблем не вызывает – все серво, качалки и тяги открыты и легко доступны. Неприятной оказалась настройка контроллера мотора Кастл Криейшенс «Феникс 80». Во первых, надо не забыть отключить (по инструкции отрезать провод!) БЕК – питания приемника. Затем поочередно настроить 8 программ (в каждой 2-6) установок с помощь ручки газа передатчика. Программа сделана так, что при ошибке во время настройки или при желании изменить программу все настроенное обнуляется и начинаешь все сначала! Видимо, Кастл Криейшенс стимулирует таким образом покупку интрфейсов для программирования с компьютера. Кроме того вначале не понравилась (а может пока не разобрался) программа электронной симуляции говернера (автоматического стабилизатора оборотов гланого ротора). Так что пока эту программу отключил и установил обычные кривые газа.

Первые полеты.

Конечно зимой нормально полетать не получалось. Но как только мороз отпускал (а на морозе, говорят, ЛиПо аккумуляторы работать не хотят), то проводил испытания на спортивной площадке во дворе. Вначале помучался с говерноном (см. выше), но когда перестроил все на обычный режим (программируемые в передатчике кривые газа) все наладилось. Модель летает легко и устойчиво, в статике демонстрирует великолепную стабильность. При этом мгновенно реагирует на ручки и ведет себя «приемисто» и динамично.
Рис1-9

ДД,
Февраль 2006.

Продолжение обзора во второй части.


Создан 11 янв 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Locations of visitors to this page META - Украина. Украинская поисковая система
Украинские сайты о моделизме
Предыдущий Украинские сайты о моделизме Следующий