Электровертолет Свифт-16

Часть 2 - Полеты и доработки



( ВНИМАНИЕ! для увеличения рисунка или фото нажмите на цифру под ним - 600, 800, или 1200)

Эксплуатация Сенчури Свифт

Мой Свифт налетал уже около двух часов чистого времени. Так что можно реально судить о его летно-эксплуатационных качествах.

Начнем с конструкции.

1. Шасси. Красивые, легкие «ножки» оказались слабыми и неприспособленными к даже не жестким, а «жестковатым» посадкам. Чуть-чуть превысил скорость при авторотации или посадил модель немного «по самолетному» - раздается легкий хруст, и опоры шасси обламываются прямо у крепления лыж. При этом вертолет не отскакивает (не «козлит») от земли, то есть демпфируют шасси хорошо, но только один раз.
Сломав два комплекта опор, теперь заранее усиливаю их армированным модельным скотчем
Рис2-1
Обнаружил и заказал на сайте Сенчури прочный (без отверстий) тюнинговый комплект.
2. Подобная проблемка и с красивым, ажурным килем-хвостовой опорой. Переделал сам из 2,0мм угля
Рис2-2
, а позже увидел на сайте Сенчури прочный (без отверстий) тюнинговый комплект.
3. Направляющая деталь (кулиса) шайбы перекоса имеет свойство цеплять тягу заднего серво. Пришлось подпилить.
Рис2-3
4. Так же подпилил-снял острые грани на угольной раме. Эти грани очень быстро подрезаю штатные резинки крепления аккумуляторов.
Рис2-4
5. Еще обнаружил, что при шаге -10 град. шайба перекоса плотно упирается в верхний фиксатор гл. вала. Вроде не страшно, но работая по крену и тангажу в перевернутом полете увидел кратковременные провалы оборотов и рывки хвоста – оказалось, что шайба перекоса при наклонах в нижнем положении фактически подклинивает главный вал! Поэтому просто изменил (увеличил на 3-4 оборота от заводских рекомендаций) длину тяг серво-шайба перекоса, соответственно уменьшив длину тяг шага и серволопаток.

Настройки контроллера.

Настройка котроллера мотора, как я уже писал, без кабеля – занятие нудное и неприятное. Получив кабель, сразу же «скачал» из Интернета обновление программы моего контроллера Феникс-80 и начал новую настройку. С компьютера это делать сплошное удовольствие. Но только, увы, если знаешь какие функции и как надо настраивать.
Не подозревая ни о каких подвохах, я установил режим АутоЛиПо (автоматического определения литий-полимерных батарей) и режим «говернер»-автоматической стабилизации оборотов главного ротора. Затем снял лопасти и при помощи простого самолетного тахометра начал измерение оборотов главного ротора. Закончив построил на бумаге график зависимости, и определил, что для получения на главном роторе стабильных 1900 об/мин (режим статики «норм») газ должен быть ок. 90%. Кривая газа (а точнее «полка») в «норм» получилась 0-90%-90%-90%-90%. Соответственно в «акро» для 2000 об/мин это горизонтальная прямая на 95%.
Взлетел – понравилось. Обороты стабильные ровные, вертолет управляется линейно и точно. Но этот полет длился 3-4 минуты, затем на бочке при переходе на отрицательный шаг обороты самопроизвольно упали и отключилось питание мотора. Аварийная авторотация – поломка «ног».
Второй раз установил вручную отсечку питания на 15 вольт (самый минимум 2,5 В на один акку. на 6 шт. в блоке), отключил все защиты от перегрузок. Результат 5 мин полета и отключение на вертикальной «свечке». Снова минус опоры шасси.
В таком духе было еще несколько полетов, пока окончательно не убедился что принцип настройки говернера у меня неправильный!
Посчитав и «потеоретезировав» пришел к такому заключению: расчет допустимых стабильных оборотов на г.р. надо вести по всей силовой цепочке.
Результат – такая вот формула:
(Обороты/на вольт мотора) х (Мин. рабочее напряжение 2,9 Вольта/акку) х (Количество акку.) х (Эффективность мотора 85-90%) х (Количество зубьев ведущей шестерни)/(Количество зубьев ведомой шестерни) = Максимальные стабилизированные обороты главного ротора.
На моей модели это: 915об/вольт х 2,9вольт х 6аккум х 90% х 11/96шестерни = 1640 об/мин (!).
Конечно, теперь понятно что при установленных мною 2000 об/мин при падении напряжения аккумуляторов (при разряде или большой нагрузке) до = 2000 х 96/ 11/ 6/915/90% = 3,53 Вольта говернер уже не в состоянии был поддержать обороты, т.е. включал максимальный газ, что еще больше лавинообразно нагружало-разряжало батареи и вызывало автоматическую отсечку питания!
Установив стабилизированные 1600 об/мин (72-73% газа) полетел без всяких проблем, но уже не так активно как при 1950-2050 об/мин. Так же не порадовала потеря полетного времени из-за постоянной раскрутки ротора (повышенного энергопотребления) составила 2-3 минуты. Надо было-бы еще попробоват-подобрать ведущую шестерню (Сенчури выпускает 9-10-11-12-13 зубьев), но их у меня еще небыло. По этой причине, и по причине появившегося подсознательного недоверия к «умным» функциям контроллера, вернулся программируемым к кривым шага.

Полеты модели.

Полеты вызывают практически только приятные эмоции. Вертолет летает очень линейно и устойчиво. Даже порывистый ветер 5-7 м/сек не создал ощутимых проблем. В пилотаже у меня вообще появляется ощущение нереальной легкости, «невесомости» модели. Немного опишу простые фигуры:
- пируэты выполняются очень активно в одной плоскости без кренов и раскачиваний;
- петли можно делать от «кувырка» на месте до высокой, растянутой фигуры;
Рис2-5
- бочки - то же от «переворота» до длинной и плавной фигуры без заметных провалов;
- перевернутый полет пока получается не совсем хорошо – модель начинает кренить вправо, надо постоянно поддерживать;
Рис2-6
- при вертикальных фигурах (горки, свечки) есть ощущение, что модель «подвисает», а не проваливается вниз как тяжелые вертолеты;
Рис2-7
- авторотация для меня очень непривычна без работающего хвоста. Чтобы вырулить креном (по самолетному) нужна высота и линейная скорость. Пока не могу похвастаться что получается легко и без проблем.

И последнее, моя комплектация и настройки.

- Модель: Серчури Свифт-16
Диаметр главного ротора – 1210 мм
Диаметр хвостового ротора – 210 мм
Длина – 1020 мм
Вес – ок. 2550 г
Полетное время - 10-14 минут в зависимости от режима полета.
- Мотор: Нео 1907/1.5Y
- Контроллер: Кастл Креэйшенс Феникс-80
- Акку. Силовые: Таник 6с1 ЛиПо, 3650мАч, 20си, 22,2Вольт
- Акку. Бортовые: ДжиПи 4 НиМг 1500мАч
- Серво шайбы: Граупнер-ЖиАр 8041
- Серво хвоста: Граупнер-ЖиАр 8700Джи
- Гироскоп: Граупнер-ЖиАр 490Ти
- Приемник: Граупнер-ЖиАр МСи-19
- Передатчик: Граупнер-ЖиАр МИкс-22
- Кривая шага «Норм»=-4,+3,+9. «Акро»=-6,+2,+10. «3Д» =-10, 0,+10. «Ауторот»=-6,+4,+12 град.
- Кривая газа «Норм»=0,+65,+90. «Акро»=+80,+75,+100. «3Д»=+100, +85,+100%.
- ДР/Экспо (ник/ролл) «Норм»=др 65%, экспо 0%. «Акро»=др 75%, экспо +24%. «3Д» и «Ауторот»=др 85%, экспо +24%.
- ДР хвостового серво – 75% на всех режимах.
- Чувствительность гиро по 35% в режимах «нормальный» и «удержание».
Рис2-8

ДД,
Май 2006.

Окончание в третьей части.


Создан 11 янв 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Locations of visitors to this page META - Украина. Украинская поисковая система
Украинские сайты о моделизме
Предыдущий Украинские сайты о моделизме Следующий